Модернизация числовой кодовой автоблокировки — это просто

Несмотря на экономический кризис и снижение инвестиций, Российские железные дороги продолжают важную работу по модернизации аппаратуры СЦБ. На сети отечественных магистралей большое число путей оборудовано числовой кодовой автоблокировкой (АБ-ЧК). Она проста в эксплуатации и проектировании, однако всем известны и такие ее недостатки, как низкая надежность электромеханических устройств и необходимость частого технического обслуживания КПТШ, БС ДА и другой аппаратуры, а также сбои АЛСН при изменении питающего напряжения или погодных условий.

Именно поэтому вопрос модернизации и снижения эксплуатационных затрат АБ-ЧК сегодня весьма актуален.

Рабочие показатели выше, чем у релейных аналогов

Вызывает удивление, как много сил и средств тратится на попытки повысить эксплуатационно-технические характеристики АБ-ЧК, используя ее старую релейную базу. Делаются стенды по приработке дешифраторных ячеек, трансмиттеров и т. п. Уважаемые коллеги, зачем этот сизифов труд? Все указанные задачи решает использование электронной кодовой блокировки КЭБ-1 и КЭБ-2.

Да, применение электронных устройств СЦБ вместо старых и понятных реле поначалу вызывало вполне понятное недоверие. Надежность и устойчивость к перенапряжениям у первых по сравнению со вторыми были не на высшем уровне. Сегодня почти все проблемы устранены, названные показатели, равно как и другие параметры, у электроники не ниже, а в некоторых случаях даже на порядок выше, чем у релейных аналогов.

Преимущества очевидны

Задачи модернизации числовой кодовой автоблокировки железные дороги обычно решают за счет своих весьма ограниченных средств. По-видимому, именно это и толкает транспортников на применение привычных релейных схем. Однако в этом случае все недостатки АБ-ЧК остаются, эксплуатационные затраты на обслуживание устаревшей техники будут расти, а вопрос необходимости ее обновления через некоторое время снова встанет в полный рост.

Если вы захотите избавиться от всех реле в шкафу сигнальной установки АБ-ЧК, получить двухстороннюю автоблокировку с системой диспетчерского контроля на перегоне и перейти к обслуживанию автоблокировки по предотказному состоянию, вам будет нужен КЭБ-2

В то же время есть простое и недорогое решение — КЭБ-1. Его устройства — приемник- дешифратор (рис. 1) и генератор кодов (рис. 2) — заменяют такие наиболее ответственные (и наиболее капризные) узлы АБ-ЧК, как импульсное реле и дешифраторные ячейки, а также КПТШ и трансмиттерное реле.

Преимущества кодовой электронной блокировки очевидны:

  • вопросы с АЛСН полностью исчезают;
  • периодичность технического обслуживания возрастает до десяти лет;
  • для механика это все та же понятная и про- стая АБ-ЧК, ее так же легко обслуживать;
  • защита от грозовых и коммутационных перенапряжений обеспечивается установкой защитных блоков по цепям питания (рис. 3) и рельсовым цепям (рис. 4). Они выполнены на современных УЗИП, которые обеспечивают на порядок более высокий уровень защиты, чем традиционные ВОЦН и РКН.

КЭБ-1 имеет все необходимые типовые материалы для проектирования, современные технические средства для обслуживания в условиях ремонтно-технологического участка и на месте эксплуатации.

Стоимость аппаратуры КЭБ-1 с блока- ми защиты немного превышает стоимость релейного аналога АБ-ЧК, но снижение эксплуатационных затрат быстро компенсирует эти издержки.

Применение электронных устройств СЦБ вместо старых и понятных реле поначалу вызывало вполне понятное недоверие. Надежность и устойчивость к перенапряжениям у первых по сравнению со вторыми были не на высшем уровне. Сегодня почти все проблемы устранены, названные показатели, равно как и другие параметры, у электроники не ниже, а в некоторых случаях даже на порядок выше, чем у релейных аналогов.

КЭБ-1 продолжает совершенствоваться

Аппаратура КЭБ-1 в настоящее время выполняется по утвержденным и проверенным более чем пятнадцатилетней эксплуатацией схемотехническим решениям с применением передовых методов автоматического монтажа и контроля. На рисунке 5 приведен монтаж ГК КЭБ, выпускаемого с 2010 года.

КЭБ-1 продолжает совершенствоваться. Повышается надежность, применяется самая современная элементная база. При этом вся аппаратура полностью совместима с ранее выпускавшейся.

Если же вы захотите избавиться от всех реле в шкафу сигнальной установки АБ-ЧК, получить двухстороннюю автоблокировку с си- стемой диспетчерского контроля на перегоне и перейти к обслуживанию автоблокировки по предотказному состоянию, вам будет нужен КЭБ-2.

PDF ВЕРСИЯ
СТАТЬИ
СКАЧАТЬ